Набор продуктов, которые обычно россияне покупают для новогоднего стола, подорожал на 12%, подсчитали в исследовательской компании NTech. Но главные атрибуты праздника - красная икра и мандарины, наоборот, снизились в цене.
"В этом году цены на самые востребованные атрибуты праздника остаются стабильными или даже снижаются", - рассказал "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов. Например, минимальные цены на мандарины в торговых сетях сейчас начинаются от 100-110 руб./кг, что примерно на 25% ниже, чем год назад. А, по данным Рыбного союза, цена красной икры в рознице благодаря удачной лососевой путине серьезно ниже, чем год назад: икра самой распространенной красной рыбы - горбуши - дешевле на 12%, вилка розничных цен в специализированных магазинах сейчас находится в пределах 9-11 тыс. руб./кг.
Минимальная цена бутылки отечественного игристого вина (0,75 мл) в этом году сохранилась на уровне 2024 года - от 239,99 руб., напоминает Богданов. Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев говорит, что дешевле обойдется российское игристое: приличное дагестанское можно найти 350-400 руб. за бутылку, вина из Тамани, а также от некоторых крымских производителей - 450-500 руб. Богданов говорит, что ассортимент игристых вин в крупных торговых сетях в этом году вырос в среднем на 7%. По оценке руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, в декабре/начале января игристого реализуется 40-45% от общего годового объема.
По данным исследовательской компании NTech, больше всего снизились в цене яйца куриные (-24,5%), картофель (-17,3%) и свекла (-15,7%). Причина - в увеличении производства. При этом, по словам Богданова, сезонная индексация цен на овощи, которые используются в новогодних салатах, в этом году идет значительно медленнее, чем в прошлом.
А в топ-3 наиболее подорожавших продуктов (сентябрь 2025 года к сентябрю 2024 года) вошли сельдь (19,9%), сыры твердые и полутвердые (19,6%) и слабосоленая рыба лососевых пород (16,8%). Сказались прежде всего рост издержек производства: удорожание сырья, логистики, тарифов ЖКУ, увеличение затрат на фонд оплаты труда, поясняет заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов.
В предновогодний период динамика продаж в сетевой рознице обычно на 15-20% выше стандартных показателей, рассказывает Богданов.
В новогодние праздники сети и поставщики зарабатывают на объемах продаж (а не за счет роста цен), а большинство продуктов для увеличения лояльности покупателей реализуются по акциям, добавляет Леонов. И этот год, по его мнению, не станет исключением. Поэтому сэкономить получится и на новогоднем столе - достаточно приобретать товары по различным скидкам или выбирать наиболее недорогие предложения из категории.