Как Пекин пытается обуздать мировой рынок железной руды
Как сообщает агентство Reuters, государственный покупатель железной руды в Китае использует всё более жёсткую тактику в отношениях с такими горнодобывающими гигантами, как BHP, чтобы усилить контроль над морским рынком объёмом $132 млрд и добиться более выгодных условий для сталелитейных заводов — как раз в тот момент, когда запуск нового крупного источника поставок должен усилить позиции Китая.
В ноябре China Mineral Resources Group (CMRG) попросила сталелитейные предприятия и трейдеров не покупать спотовые партии второго продукта BHP — спустя несколько месяцев после того, как внесла в «чёрный список» первый продукт, что вызвало обеспокоенность у премьер-министра Австралии, крупнейшего поставщика.
Противостояние вокруг сделки на поставки в следующем году стало эскалацией конфликта, поскольку ранее CMRG не запрещала сразу несколько продуктов одного поставщика, отмечают трейдеры и аналитики.
Это подчёркивает, насколько далеко готов зайти трёхлетний покупатель, чтобы выбить более выгодные условия для китайской сталелитейной отрасли.
Переговоры по сделке охватывают львиную долю добычи на рудниках BHP на северо-западе Австралии и около пятой части потребностей Китая.
Интервью Reuters с более чем тремя десятками руководителей сталелитейных и горнодобывающих компаний, трейдеров и аналитиков показывают, что CMRG стала действовать увереннее, но добилась ограниченных успехов. Некоторые сталелитейщики в частном порядке жаловались, что организация не обеспечила ожидаемых более низких цен или лучших контрактных условий.
Тем не менее, тактика CMRG в отношении BHP может создать прецедент для сделок с Rio Tinto, Fortescue и бразильской Vale, считает аналитик RBC Каан Пекер из Сиднея, поскольку Китай стремится сократить исторически сложившиеся маржи железорудных компаний, достигающие 80%.
Оттачивая свою стратегию, CMRG добилась определённых успехов, но допустила и ошибки. В ранее не сообщавшемся случае китайский покупатель в прошлом году выбил у Rio скидку в $1 за метрическую тонну, привязанную к фрахту, на некоторых крупных судах, сообщили три источника, знакомые с вопросом.
Кроме того, CMRG стала единственным уполномоченным продавцом железной руды компании Hancock Prospecting миллиардера Джины Райнхарт, сообщил источник. Это произошло после затяжного противостояния, в ходе которого, по словам заводов и трейдеров, на них более года оказывалось давление с целью не покупать спотовые партии Roy Hill MB fines.
Однако реализация стратегии усложнила жизнь самим китайским сталелитейщикам. CMRG нацелилась на продукт более низкого качества, популярный в периоды крайне низкой рентабельности, вынудив заводы платить больше, закупая альтернативы у других поставщиков.
Позднее CMRG скорректировала подход, выбирая такие продукты, которые оказывают максимальное давление на отдельных добытчиков, но при этом минимально нарушают рынок.
Заводы, которым в сентябре запретили покупать Jimblebar fines от BHP, без труда нашли замену в виде Pilbara blend fines от Rio, сообщили несколько китайских трейдеров.
Генеральный директор BHP Майк Генри в конце декабря заявил канадскому телеканалу CTV, что переговоры с китайскими клиентами продолжаются.
Hancock, Rio, Fortescue, BHP и Vale отказались от комментариев для Reuters.
CMRG, Комиссия по контролю и управлению государственными активами (SASAC), напрямую курирующая CMRG, государственная ассоциация сталелитейной отрасли и крупнейший в мире производитель стали China Baowu Steel Group не ответили на запросы о комментариях.
В ПОИСКАХ РЫЧАГОВ ВЛИЯНИЯ
Китай создал CMRG в 2022 году, чтобы использовать свой статус крупнейшего в мире покупателя железной руды и добиться более выгодных условий от горнодобывающих компаний, чьи высокие прибыли вызывали раздражение на фоне мизерной или даже отрицательной маржи сталелитейных заводов.
По оценкам Wood Mackenzie, сейчас CMRG ведёт переговоры от имени заводов по более чем половине из свыше 1,2 млрд тонн ежегодного импорта железной руды в Китай.
CMRG добивается более крупных скидок к ценам, привязанным к индексам, а также обсуждает другие условия, включая логистику и стимулирование большего числа сделок через внутренний индекс.
На раннем этапе некоторые сталелитейщики в частном порядке жаловались, что присутствие CMRG лишь увеличило издержки и лишило их гибкости в отношениях с поставщиками. Передача прав на переговоры была горькой пилюлей, но отказ от задачи, фактически имевшей политический характер, был невозможен — особенно для государственных заводов.
Хотя CMRG всё больше доминирует в переговорах по годовым контрактам, заводы и трейдеры говорят, что ей в целом не удалось добиться лучших цен.
«Нет, для нас не стало ни лучше по ценам, ни по условиям, и нам приходится платить дополнительную комиссию за “услуги”. Но какой у нас выбор? Это политическая задача, и ты обязан сотрудничать», — сказал менеджер одного из сталелитейных заводов, попросивший не называть его имени из-за чувствительности темы.
Комиссионные сборы CMRG увеличили закупочные расходы для нескольких заводов, которые и без того испытывали трудности из-за низкой маржи на фоне спада в секторе недвижимости, сообщили источники в отрасли.
Однако, особенно для небольших заводов, были и плюсы. По словам двух осведомлённых источников, CMRG помогала тем, у кого не было доступа к кредитным линиям для импорта руды, выступая покупателем партий от их имени.
Кроме того, CMRG стала агрессивным покупателем спотовых партий через свою торговую площадку в Шанхае, стремясь снизить ценовую волатильность. По словам трёх источников, цель объёма торгов — 100 млн тонн к 2025 году.
НА ГОРИЗОНТЕ — НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПОСТАВОК
Несмотря на замедление роста экономики Китая, цены на железную руду остаются устойчивыми и с июля торгуются выше $100 за тонну. Wood Mackenzie прогнозирует $98 за тонну в 2026 году и $95 — в 2027-м.
Однако с 2028 года гигантский проект Simandou в Гвинее (Западная Африка) должен обеспечить около 7% мирового предложения, что приведёт рынок к профициту примерно в 65 млн тонн и усилит переговорные позиции CMRG.
Крупнейшими участниками проекта Simandou являются китайские компании, за ними следуют правительство Гвинеи и Rio, владеющая долей 22,5%.
«Разгон проекта Simandou широко рассматривается как предвестник структурного сдвига в рыночной динамике. Он ослабит доминирование Австралии в поставках железной руды в Китай», — отметил Пекер из RBC.
В этом контексте, по его словам, «вполне логично», что Китай в этом году действует жёстко, добиваясь лучших контрактных условий.
Однако большинство руководителей горнодобывающих компаний, опрошенных Reuters, считают, что CMRG будет трудно повлиять на рынок, где она не контролирует предложение.
«Китайцам очень хотелось бы, чтобы CMRG была более эффективной. Но пока фундаментальные факторы спроса и предложения продолжают определять цену», — сказал Гаутам Варма, основатель консалтинговой компании V2 Ventures по сырьевым рынкам, ранее работавший в Fortescue.
Источник:
Reuters