Российские железные дороги в 2024 году будут профинансированы на сумму 1,27 трлн. рублей, причем 50% средств будет направлена на создание магистральной инфраструктуры, 30% — на ее ремонт и обновление, а также цифровизацию отрасли и обеспечение повышения безопасности железнодорожных перевозок. Из общего объема инвестиций 366 млрд. рублей будет направлено на развитие Восточного полигона, что позволит повысить его провозную способность, доведя до 180 млн. тонн товаров. Идея повышения пропускной способности именно этого полигона возникла еще 6 лет назад, а принятый в 2018 году Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры выделил основные направления развития входящих в полигон магистралей. События последних лет привели к тому, что порядка 700 компаний изменили маршруты своих поставок и развернулись на восточное направление, создав повышенную нагрузку на магистраль. Начало третьего этапа модернизации Восточного полигона, его первой стадии, требует инвестиций в объеме до 460 млрд. рублей, две трети из запланированных средств будет выделено из Фонда национального благосостояния, остальная часть будет обеспечена за счет заключения концессионных соглашений. Общая провозная способность полигона после окончания третьего этапа модернизации может увеличиться уже до 255 млн. тонн, однако на это необходимо выделить порядка 600 млрд. рублей. Треть из требуемой суммы может быть выделено из ФНБ, в части получения остальных сумм целесообразным является использование механизмов государственно-частного партнерства. «Необходимость развития новых логистических каналов, связанных с переориентацией российской экономики на новые рынки поставок и сбыта требует прокладывания новых маршрутов. Учитывая, что значительная часть транспортировки товаров осуществляется по железной дороге, крайне важно инвестировать в новые ветки и поддерживать хорошее качественное состояние существующих», — комментирует Величенко Елена, эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС.