Даже в стране с развитой экономикой важно не просто открыть бизнес, а выбрать направление, которое действительно работает.
Вместе с генеральным директором консалтингового агентства IC.Consulting Натальей Колиевой мы собрали для вас самые перспективные и востребованные сферы в Турции.
Электронная коммерция (E-commerce)
Что мы можем сделать через приложение Яндекса? Вызвать такси, заказать еду, продукты и лекарства, забронировать столик в кафе, арендовать электросамокат и авто, отправить посылку в другой город, купить билеты в театр.… Причем это доступно не только москвичам, но и жителям разных, даже самых маленьких, городов России.
В Турции электронная коммерция еще не так развита. Поэтому создать продукт уровнем выше чем существующие можно практически в любой нише онлайн-сервисов. Кстати, турецкое правительство предоставляет налоговые льготы для IT-стартапов и технологических компаний.
Медицинский туризм
Турецкая медицина находится на высоком уровне. Подтверждение тому — средняя продолжительность жизни в 79 лет (это на 5 лет больше, чем в России). Иностранцы приезжают за помощью по таким направлениям, как лечение бесплодия, эндопротезирование суставов, трансплантология, нейрохирургия и онкология. Среди косметических процедур лидируют пересадка волос и эстетическая хирургия.
Иностранцев привлекают современные технологии, профессиональные врачи и стоимость процедур, которая зачастую оказывается в полтора-два раза ниже, чем в США, Израиле и странах Европы. К тому же в Турции есть множество отелей на разный бюджет, в которых можно остановиться на период лечения.
Если говорить о бизнесе в рамках медицинского туризма, то можно организовать компанию-оператора, которая будет выполнять координационные действия по организации поездок за границу с целью лечения. Подобные операторы работают как связующее звено между пациентами и медицинскими учреждениями, беря на себя подбор клиники и специалиста, перевод документов, жилье и трансфер, сопровождение пациента на всех этапах лечения.
Туристические услуги
Классический туризм тоже никто не отменял. В 2024 году Турцию посетили 52,63 миллиона иностранных туристов, что на 6,9% больше, чем в 2023. Наибольшее количество туристов приехало из России, Германии и Великобритании. А туристы, как известно, любят посещать экскурсии, отправляться в гастрономические туры и джип-сафари, подниматься в небо на воздушных шарах.
Особенно популярны Каппадокия, Эгейское побережье и Анталья — регионы, в которых спрос на нестандартные туры и индивидуальный подход растет с каждым сезоном. Все больше путешественников выбирают не отели, а частные апартаменты и виллы с панорамным видом, арендуют яхты с экипажем и готовы платить за впечатления. Поэтому бизнес, связанный с предоставлением туристических услуг, имеет высокий потенциал.
Зеленая энергетика и возобновляемые источники энергии
Солнце в Турции светит щедро — в некоторых регионах до 300 солнечных дней в году. Добавьте к этому море, ветер и горы — и вы получите идеальные условия для развития зеленой энергетики. Неудивительно, что сегодня Турция всерьез делает ставку на возобновляемые источники: строятся солнечные станции, модернизируются ветряные системы, развиваются гидроэлектростанции.
Бизнес в этой сфере поддерживается государством — есть налоговые послабления, субсидии и специальные программы для инвесторов. К тому же правительство поставило амбициозную цель — к 2035 году получать половину всей электроэнергии из чистых источников. А значит, все, что связано с зеленой энергетикой — от установки панелей на крыши до разработки "умных" систем учета и хранения энергии — открывает большие возможности для стартапов и технологических компаний.
Агропромышленный комплекс и органическое земледелие
Плодородная почва, мягкий климат и длинный вегетационный период — Турция создана для того, чтобы выращивать все: от инжира и гранатов до оливок, томатов и ароматных специй. При этом локальный и зарубежный спрос на “чистые” продукты растет с каждым годом. На рынках и в магазинах уже привычно видеть органические помидоры, яйца от “свободных” кур и оливковое масло с пометкой bio. А турецкие фермеры все активнее выходят на экспорт — от Германии до стран Персидского залива.
Для бизнеса это шанс занять нишу: открыть перерабатывающее производство, организовать поставки за границу, вложиться в тепличные технологии или создать собственный бренд органических продуктов. А если хочется чего-то совсем “зеленого” — можно запустить агротуризм: фермы с уютными домиками, где гости собирают урожай и завтракают с видом на виноградники. Красиво, полезно и прибыльно.
Команда IC.Consulting помогает запускать бизнес в Турции с учетом тонкостей каждой ниши.